(495) 281-51-59
многоканальный

cpe@c-p-e.ru

Бизнес — это как правило предприятие (юридическое лицо), целью которого является получение прибыли от своей деятельности: сбыта продукции, оказания услуг или пользования активами. Самыми распространенными формами предприятий являются ООО, ОАО, ЗАО, в связи с чем оценивая бизнес часто подразумевается определение стоимости доли в уставном капитале, либо пакета акций.

Особенности оценки бизнеса

Оценка бизнеса включает в себя определение стоимости пассивов и активов компании: недвижимого имущества, машин и оборудования, складских запасов, финансовых вложений, нематериальных активов. Также, оценивается способность компании приносить доход, ее перспективы развития, изучаются объемы рынка, конкурентная среда. Идет сравнение с компаниями-аналогами по различным показателям рентабельности, доходности и другим. В результате такого комплексного подхода определяется реальная стоимость бизнеса.

Особенностью бизнеса является еще и то, что его можно оценивать не только целиком, но и по долям. Но часто стоимость доли не связана пропорционально со стоимостью всей компании. К примеру, стоимость 10% пакета акций и стоимость 100% пакета (или любого контрольного пакета) не будут находиться в пропорциональной зависимости, потому что полное владение компанией дает значительно больше прав, чем владение ее миноритарным пакетом. Действительно, контрольный пакет дает право владельцу назначать руководство, распоряжаться денежными потоками и имуществом, а для миноритарных акционеров (участников) такие возможности существенно ограничены. Поэтому крупные доли в уставном капитале компаний, как правило, стоят дороже, чем мелкие.     

Для оценки бизнеса используют следующие подходы:

·           Сравнительный – идет сравнение с компаниями-аналогами по различным показателям;

·           Доходный – основан на способности предприятия приносить доход, откуда далее формируется стоимость компании.

·           Затратный – учитывает реальную (рыночную) стоимость активов и пассивов компании.

Основным же подходом к оценке стоимости действующего бизнеса является доходный подход, так как бизнес, прежде всего, ориентирован на получение прибыли, в этом и есть цель его существования. Но существует и ряд исключений, где к примеру ценность активов предприятия превышает эффективность его использования: при банкротстве, неэффективные крупные имущественные комплексы, неактивные компании с ценными объектами недвижимости и другие. При оценке такого бизнеса, как правило, приоритет отдается затратному подходу.

 

После применения того или иного подходов итоговые результаты согласуются, в зависимости от весомости каждого, вводятся необходимые корректировки и выводится итоговая стоимость бизнеса.