(495) 281-51-59
многоканальный

cpe@c-p-e.ru

Нематериальные активы (НМА) — это результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них). Данные активы имеют стоимость, но не обладают материальным содержанием. Зачастую они являются существенными ресурсами предприятия в процессе получения дополнительной прибыли, это справедливо особенно для компаний, дорожащих своей известностью и репутацией, владеющими известными товарными знаками, а также работающих в сфере наукоемких технологий. 

Нематериальные активы представлены следующими объектами:

·           объекты интеллектуальной собственности;

·           отложенные затраты (например, при проведении научно-исследовательских работ);

·           права пользования природными ресурсами;

·           гуд-вилл (деловая репутация) предприятия.

Сама большая группа данных активов представлена объектами интеллектуальной собственности:

·           промышленная собственность - патенты на изобретения, патенты на селекционные достижения, патенты на промышленные образцы, свидетельства на товарные знаки, свидетельства на знаки обслуживания;

·           объекты авторского права и смежных прав - произведения науки, литературы, музыки, живописи и иных видов искусства;

·           программы для ЭВМ, базы данных и топологии микросхем;

·           информация, представляющая коммерческую тайну и ноу-хау - знания технического, финансового или административно-управленческого характера приносящие или могущие приносить, доход или иную пользу, результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, не охраняемая патентами проектная, конструкторская и технологическая документация.

Особенности оценки нематериальных активов

Сложность оценки НМА в первую очередь обусловлена трудоемкостью количественного определения результатов коммерческого использования, экономического эффекта от данных активов в общей сумме дохода.

   Для оценки НМА используют следующие подходы:

·           Сравнительный – используется при оценке нематериальных активов исходя из данных о сделках/предложениях с аналогичными объектами;

·           Доходный – стоимость нематериальных активов принимается на уровне текущей стоимости тех преимуществ, которые имеет предприятие от его использования.

·           Затратный – нематериальные активы оцениваются как сумма затрат на их создание, приобретение и введение в действие.

 

Выбор того или иного подхода зависит от вида нематериального актива, так, например, доходный подход будет приоритетным для объектов НМА которые могут увеличить доход благодаря снижению себестоимости продукции, повысить стоимость продукции путем улучшения ее качества, увеличить объем продаж, снизить налог на прибыль.